Град наш присно сохраняй

in Книги category

- Названия и символы во многом определяют жизнь людей. У нашего города нет символов, которые могли бы охранить от напастей, бед и невзгод. Нам нужен герб, привлекающий внимание каждого.
- Обращать внимание по-гречески - просэхэин. Глагол просэхо буквально означает иметь еще что-либо. Русское слово внимание образовалось от глагола имать, то есть брать, взять.
- Не потому ли мы пока для лучшей жизни почти ничего взять не можем…
- А слово «символ» образовано от греческого глагола сюмбалло, одно из значений которого - давать.
По законам геральдики в верхнем поле городского герба должны быть изображены, как и в областном (Вятском) гербе, облако, рука со стрелою и луком и крест. Это символы предвидения, проникновения в сокрытое, в будущее, знаки Божией помощи нашему граду.
Лук с наложенной на него стрелой напоминает греческую букву - пси. С нее начинается греческий глагол псалло - дергать, бряцать по струнам, играть; а в поэтическом выражении - токсон нэюрас - натягивать и отпускать тетиву лука. В Библии этот глагол приобретает еще один смысл - славить; отсюда и слово псалмос псалм - хвалебная песнь. Его синоним - юмнос - означает гимн, песнь в честь Бога. Греческое слово гимн начинается с буквы U (ю псилон - от понятия to то псилон, то есть лучники, стрелки). В начертании буквы U стрела как бы вылетает из лука.
- Пока не пойму, почему это важно.
- В русском алфавите есть буквы, похожие на греческую U.
- Пожалуй, У и Ч. С этих букв начинается название старинного вятского села Усть-Чепца (устье реки Чепцы). Я правильно уловила связь?
- Да, но эта связь лишь видимая, внешняя. После того, как святой Трифон зажег на Вятской земле свет христианства, одухотворилось все вокруг, приобрело иной, высший смысл.
Известный богослов, протоиерей Александр Шмеман в книге «Водою и Духом» писал: «Он, (Святой Дух), Который скрыт за всем и над всем присутствует, обращает все творение в символ, таинство, ощущение своего присутствия, делает встречей человека с Богом и единением с Ним».
Устье по-гречески - стома. У эллинов это слово означало и устье реки, и уста, а в переносном значении - речь. Из псалма пятидесятого Давида: «Уста (стома) моя возвестят хвалу Твою» (Пс.50,17). Родственное слово stomwma стомома переводится и как вход, крепость и сила, а в переносном смысле - отборная часть войска.
- Куда же ведет этот таинственный вход?
- В Православную веру. Верный и пригодный для питья для эллина звучит одинаково - пистос. «На жаждущей земле источник водный будет… И путь свят наречется, и не пройдет тамо нечистый…» (Ис.35,7,8) - писал пророк Исаия. По-гречески и путь одос, и певец тоже одос, с начальной буквой w омега.
- В обыденном понимании для нас водный путь - это русла рек Чепцы и Вятки. Что означают, на Ваш взгляд, эти названия?
- У Отца Церкви, св. Григория Богослова мы возьмем тот способ толкования, согласно которому «некоторые названия из неясных изменены в яснейшие».
Чепца… Есть старинный русский глагол чепать, или черпать. Эллинское слово баптидзо - креститься - можно перевести и словом черпать - брать, заимствовать нравственно, духовно, пользоваться, усвоять себе.
Летом 1995 года Бог и меня привел к святому просвещению в водах Чепцы. Чин крещения совершил о. Павел Казаков (игумен Прокопий).
Второе слово, проявляющееся в названии реки Чепцы, - чепь, или цепь. «Чепь золотая колчета» с животворящим наперсным крестом составляла непременную принадлежность царского одеяния.
- Река Чепца своими прихотливыми извивами и в самом деле очень похожа на цепь, ожерелье.
- Ta та стрэпта - ожерелье, цепь на шее, то есть «витая, крученая». Книга притчей царя Соломона написана для того, чтобы «уразумети словеса мудрости, прияти же извития (по-гречески - строфас) словес» (Притч.1,2,3). Слова строфас и стрэпта происходят от общего глагола стрэфо - обращать внимание, поворачиваться, обращаться. Повернемся к Богу и Он обратит внимание на нас: «обращься же Иисус:.. чесо ищета?» (Ин.1, 38).
- В названии нашего города Чепецк слышится намек на еще одно слово - чепец.
- И не случайно. Чепец - женский головной убор высших сословий. В селе Усть-Чепца когда-то высилась каменная Рождество-Богородицкая церковь. Она была построена в 1736-1852 годах. В Богородичные праздники священство облачалось и облачается в ризы густого и яркого небесного цвета - лазоревого цвета чепца и туники Пречистой Богородицы. Таков же и цвет облака на Вятском гербе.
- Сколько удивительного открыло нам имя реки Чепцы! А в названии реки Вятки тоже есть свои секреты?
- Оно весьма таинственно. Вятший или вящий - знатный, старший, высший по силе, величине, власти, наибольший, величайший… В названии нашего храма - Всехсвятский - звучит и слово вятский.
- Так, может быть, будет достаточно изобразить на нашем гербе контуры рек, над которыми раскинулся город…
- Еще в начале 90-х годов мне довелось видеть эскиз герба, выполненный замечательным чепецким художником (и моим крестным отцом) Владимиром Лихачевым. Слияние Чепцы и Вятки на нем стало земным отражением небесного лука, той самой буквой U, с которой начинается слово юмнос - гимн, песня. Речка, речь, славословие… На каждой литургии священник обращается к Господу: «И даждь нам единеми усты (стомати) и единем сердцем славити и воспевати Пречистое и Великолепое имя Твое». В слове «воспевати» (анюмнэин) заключено и эллинское понятие мнэиа - память, воспоминание, упоминание.

Использование материалов сайта разрешается при наличии индексируемой ссылки на источник.

Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам. 

"Кирово-Чепецкое благочиние", 2004-2012.